Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для крохи и родителей.
Что нового в физическом развитии годовалого ребенка
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.
Врачи отмечают, что первый год жизни ребенка является критически важным периодом для его физического и психического развития. В этом возрасте происходит активное формирование моторных навыков, таких как ползание и первые шаги, что способствует укреплению мышц и координации. Педиатры подчеркивают важность общения с ребенком, так как это способствует развитию речи и социального взаимодействия. Врачи рекомендуют родителям уделять внимание разнообразному питанию, которое обеспечивает необходимыми витаминами и минералами. Также специалисты акцентируют внимание на значении игр и активности для стимуляции когнитивного развития. В целом, комплексный подход к уходу и воспитанию в этот период закладывает основы для дальнейшего гармоничного развития ребенка.
Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Может приседать или садиться без опоры.
- Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Читаем подробно: что умеет ребенок в 1 год
Что нового в психологическом развитии
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
- Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
- Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
- Непослушание, упрямство;
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
В возрасте одного года развитие ребенка становится особенно заметным и разнообразным. Родители часто отмечают, как их малыш начинает проявлять самостоятельность, осваивая новые навыки. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, что способствует развитию моторики и координации. Многие мамы и папы делятся впечатлениями о первых шагах и словах, которые становятся настоящими вехами в жизни семьи.
Также важным аспектом является социальное взаимодействие: дети начинают проявлять интерес к другим детям, учатся делиться и играть вместе. Психологи подчеркивают, что эмоциональное развитие в этот период играет ключевую роль. Малыши начинают выражать свои чувства, что помогает родителям лучше понимать их потребности. В целом, год – это время удивительных открытий и стремительного роста, когда каждый день приносит новые радости и достижения.
Тест на развитие детей в 12 месяцев
- Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
- В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
- Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.
Видео: Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев
https://youtube.com/watch?v=KavZwDEmqfA%3Ffeature%3Doembed
Режим: сон и питание
Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.
В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.
Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)
Читаем также: режим дня ребенка в 1 год
Как помочь ребенку развиваться
- Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.);
- Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
- Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
- Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что ребенок встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от него, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно;
- Когда ребенок научится проделывать самостоятельно несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть кроха переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу;
- Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте ему в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно;
- Когда идете гулять с ребенком, обращайте его внимание на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен;
- Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской;
- Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть кроха сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал;
- Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником – для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм – для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.
Читаем также: 10 способов как научить ребенка ходить
Игры
Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.
Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.
← 11 месяц
Видео: 1 год, развитие, режим, общий стол
https://youtube.com/watch?v=TQonmGnFk_w%3Ffeature%3Doembed
Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)
Общая статья: Календарь развития от рождения и до года (все 12 месяцев)
Вопрос-ответ
Что должен знать и уметь ребенок в 1 год?
Названия предметов, которые он часто видит, название животных и звуки, которые они издают («гав-гав», «мяу-мяу»), понимать слова «возьми», «принеси», «положи на место», понимать запреты и разрешения, знать свое имя, показывать на пальцах свой возраст, Ещё
Что должен уметь ребенок в год невролог?
В 2 месяца появляется гуление, после 5–6 месяцев — лепет, а в 1 год ребенок может произносить 1–2 слова. В возрасте 1 года ребенок должен научиться складывать пирамидку. Конечно, не по порядку, только 2–3 колечка, и ставить 1–2 кубика. Это основные большие навыки, которые оценивает специалист на первом году жизни.
Что должно насторожить в годик?
Тяжелые травмы в первый год жизни — серьезные падения, ушибы, отсутствие речи, и даже раньше — речевых вокализаций. Малыш может еще не разговаривать, но, если нет гуления, лепетания, это должно насторожить, даже в первые месяцы жизни ребенок должен эмоционально откликаться на родителей.
Что должен говорить ребенок в 1 год?
Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова. К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте безопасную и стимулирующую среду для игры. Убедитесь, что пространство, где ваш ребенок проводит время, свободно от острых предметов и мелких деталей, которые он может проглотить. Используйте мягкие игрушки, развивающие коврики и безопасные предметы для исследования, чтобы поддержать его любопытство и желание учиться.
СОВЕТ №2
Чаще общайтесь с ребенком. Разговаривайте с ним, читайте книги и пойте песни. Это поможет развить его речевые навыки и обогатить словарный запас. Даже если ваш малыш еще не может говорить, он будет учиться воспринимать звуки и интонации.
СОВЕТ №3
Поощряйте физическую активность. Дайте ребенку возможность ползать, вставать и делать первые шаги. Создайте пространство для движений, где он сможет свободно исследовать и развивать свои физические навыки. Игры с мячом или простые препятствия помогут укрепить мышцы и координацию.
СОВЕТ №4
Развивайте мелкую моторику. Предлагайте ребенку простые задачи, такие как сортировка крупных предметов, игры с кубиками или вставление форм в соответствующие отверстия. Это не только развивает моторику, но и способствует когнитивному развитию, помогая ему учиться различать формы и цвета.