Вышло так, что дорога в школу занимала у нас около часа. Нам приходилось добираться туда на метро, а если на нашей ветке вдруг затевался ремонт, то нужно было ехать с пересадками. Вначале мальчишкам это было интересно — они смотрели в окно и придумывали истории про жизнь мастеров в туннеле. Позже мы начали уставать от поездок, особенно по дороге домой, и начались ссоры. Однажды, когда мы сидели в вагоне метро, я предложила им поиграть — и с тех пор мы перепробовали много игр. Долгие поездки стали более легкими, к тому же исчезло ощущение, что мы теряем много времени на поездки (а времени всегда так жалко!) — в играх можно было многому научиться.
Теперь я опишу несколько наших любимых игр, в которые мы играли и играем (нашим детям 6 и 9 лет). Их можно использовать и для детей других возрастов.
Города
Это, наверно, самая известная игра, когда первый игрок называет какое-нибудь слово (например, «слон»), второй придумывает слово, начинающееся на последнюю букву первого слова (к примеру, «носорог»), третьему нужно сказать слово, начинающееся на последнюю букву второго слова («горох») и так далее по кругу. Тот, кому не удается придумать слово, выбывает из игры, хотя обычно слов хватает на всех и играют просто до тех пор, пока всем не надоест.
В начале игры нужно договориться, что используются только существительные в единственном числе, уменьшительные слова говорить нельзя, слова не должны повторяться. Если слово какого-нибудь игрока заканчивается на «ь», «ы» или «ъ», то следующий игрок придумывает слово, начинающееся на предпоследнюю букву. Букву «й» можно заменять на «и», «ё» на «е».
Можно ввести и более строгое правило — называть только города (отсюда и название игры).
Примечание. Когда вы играете с детьми, не бойтесь называть слова, неизвестные детям. Ведь так они и узнают новое! Обращайте внимание на то, что мы всегда помним о том, как слово пишется, а не как оно произносится — в игре незаметно дети будут и запоминать правильное написание слов.
Врачи отмечают, что игры по дороге в школу могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье детей. С одной стороны, активные игры способствуют физической активности, что важно для развития моторики и укрепления сердечно-сосудистой системы. Дети, играя, могут улучшить координацию и гибкость, что положительно сказывается на общем состоянии организма.
С другой стороны, врачи предостерегают о потенциальных рисках. Игры на улице могут привести к травмам, особенно если дети не соблюдают правила безопасности. Кроме того, чрезмерная активность может отвлекать от дорожной ситуации, что увеличивает вероятность несчастных случаев. Важно, чтобы родители и педагоги контролировали игры, обучая детей безопасному поведению на дороге. Таким образом, игры могут стать полезным элементом утреннего маршрута, если они организованы с учетом всех мер предосторожности.
Отгадать число
Эта игра подходит для младших школьников, которые только учатся считать. Водящий загадывает число от 1 до 100, а каждый игрок пытается это число отгадать. Для этого игроки по очереди называют свои числа, а водящий произносит «больше» или «меньше».
Например, водящий загадывает число 43. Первый игрок говорит: «4», водящий отвечает: «Больше». Второй игрок произносит: «82», водящий говорит: «Меньше». Первый теперь: «36». Водящий: «Больше». Второй игрок: «40». Водящий: «Больше». Первый: «45». Водящий: «Меньше». Второй: «43». Водящий: «Угадал!»
Примечание. Самые маленькие дети называют числа наугад и даже если водящий уже сказал: «Больше сорока», они, не задумываясь, могут ответить «23» или «8». Более старшие уже умеют оценивать, в каких пределах нужно искать число и как сужать поле поисков. Вы можете научить этому младших — но хорошо бы подвести к этому ребенка так, чтобы он догадался сам и потом с удовольствием использовал найденный им способ отгадывать!
Посылка
Эта игра развивает воображение и доступна уже для дошкольников, хотя для более старших она становится скучной. Водящий произносит: «Посылка пришла…», а потом сообщает, из какого места пришла посылка (например, из Москвы, из магазина игрушек, с папиной работы) и какого она размера (можно показывать руками). Игроки по очереди говорят, что они сделают с посылкой (съедят, будут с ней играть, разберут на кусочки и т.д.). Затем водящий рассказывает, что было в посылке (это он должен был придумать еще до ответов игроков): к примеру, велосипед, продавец магазина, карандаш. Водящим становится тот, чей ответ оказался более подходящим (или, наоборот, более смешным).
Примечание. Взрослый задает тон, придумывая неожиданное и смешное содержание посылок и разнообразные действия с ними. Он подсказывает, что неинтересно посылку просто «посмотреть» или «поставить на стол», а можно «забросить ее на Луну» или «съесть с мороженным». Он немножко и ограничивает фантазию детей, если придуманные ими действия становятся очень уж разрушительными или неприятными (ведь в посылке может оказаться живое существо или даже один из участников игры).
Игры по дороге в школу стали неотъемлемой частью утренних маршрутов для многих детей. Родители и дети часто обсуждают, как такие развлечения помогают сделать путь более увлекательным и менее утомительным. Некоторые отмечают, что игры развивают внимание и наблюдательность, ведь нужно следить за окружающим миром и находить предметы, которые соответствуют заданным критериям. Другие говорят о том, что это отличная возможность для общения и укрепления дружеских связей, когда дети вместе смеются и соревнуются. Однако есть и те, кто считает, что игры могут отвлекать от учебы и важной информации, которую нужно запомнить перед уроками. В целом, мнения разделяются, но большинство согласны с тем, что такие игры делают дорогу в школу более приятной и веселой.
Повторите цепочку!
Первый игрок называет слово (имя существительное в именительном падеже, в единственном числе). Говорит, например: «Капуста!» Второй повторяет это слово и добавляет свое: «Капуста — енот…» Третий произносит уже три слова, например: «Капуста — енот — лампа…» Так игра продолжается по кругу. Проигрывает тот, кто ошибется (пропустит какое-то слово или не сможет вспомнить).
Примечание. Подскажите детям, что механически запоминать слова довольно сложно. Лучше придумывать про себя какую-то историю: «В огороде растет капуста. Подошел енот и начал ее грызть. Вдруг кто-то осветил его лампой…» Интересно будет в конце игры поделиться такими историями.
Слово начинается на букву…
Водящий загадывает слово и называет его первую букву, например, «к». Игроки должны отгадать слова, задавая по очереди вопросы. Выигрывает тот, кто слово отгадывает.
Вопросы могут быть такими: «Это животное?» «Это предмет красного цвета?» «Умеет ли он ездить?», «Громко ли кричит?» и так далее.
Примечание. Младшие дети часто сдаются, не умея придумать новый вопрос. Помогайте им, подсказывая, как много вопросов можно сочинить и объясняя, что чем больше вопросов будет задано, тем больше мы сможем узнать о задуманном предмете. А если в начале игры задать вопросы вроде: «Это живое существо?» «Это животное?» и т. п., то мы сразу сможем сузить поле наших поисков.
Младших детей игра учит ориентироваться в мире (кактус — живой или неживой? что относится к транспорту? и т. д.). Старшие школьники могут вовсю проявить свою эрудицию. Конечно, когда играют дети разных возрастов, мы предупреждаем старших, что загадывать нужно доступные для младшего ребенка слова.
Что возьмешь на Север
Водящий загадывает, по какому принципу он отбирает вещи или живые существа, которые он берет с собой на Север. Например, это должны быть слова на букву «п», или только животные, или то, что может течь, или предметы зеленого цвета. И говорит, к примеру: «Я беру с собой на Север огурцы». Игроки по очереди предлагают предметы (или животных, людей), которых они хотели бы взять на Север, а водящий отвечает, можно ли их взять или нет. Например, игрок хочет взять помидоры, а водящий загадал, что берутся только предметы зеленого цвета, тогда он отвечает: «Нет, помидоры брать нельзя». Но разрешает брать яблоки, траву, зеленого попугая. Выигрывает тот из игроков, кто отгадает принцип, задуманный водящим.
Врач
Водящий — врач, остальные игроки — его пациенты. Врач закрывает глаза и уши (или, если возможно, отходит от других играющих), а игроки придумывают, чем они болеют. Болезнь у всех одна. Когда врач откроет глаза и уши, он будет всем по очереди задавать вопросы, чтобы узнать, чем болеют его подопечные. «Болезнь» может заключаться в том, что все игроки на вопросы врача отвечают неправду, или их ответы начинаются на одну и ту же букву, или при ответе каждый тихонько стучит ногой по полу, дотрагивается до уха и т. д. Ведущий пробует догадаться, о чем договорились игроки, в игроки стараются отвечать так, чтобы их «болезнь» была не слишком заметна. Если кто-то из игроков забудет при ответе выполнить то, о чем договорились вначале, про него говорят, что он «выздоровел».
В эти игры можно играть долго и по много раз. В дороге можно также отгадывать загадки (и самим придумывать их, описывая необычно знакомые предметы), а также сочинять сказки, когда каждый добавляет по одному предложению.
Игры в пути помогли нам не только не потерять время — я почувствовала, что они сдруживают нас троих (а также братьев друг с другом), ведь у нас появилось общее любимое занятие. Поездки куда-нибудь часто бывают сложными для родителей — сколько замечаний мы успеваем сделать детям! Игры уводят нас от конфликтов и дают чувство единения, которое мы и ждем от семьи. Я заметила, что в загадках дети используют то, что прочитали недавно в книжках — и это добавляет нам тем для разговоров.
Игры заставляют работать голову — а это полезно и родителям, и детям, развивают воображение, увеличивают словарный запас. Игры в дороге — это часто и просто очень увлекательно! Если вы устаете от дороги, почитайте «Сеньора Боэмондо» Джанни Родари. Этот маленький рассказ о поездке папы с детьми очень вдохновляет на игру!
Автор статьи: Дарья Велижанина
Вопрос-ответ
Какие игры можно поиграть в дорогу?
Города Одна из классических игр, знакомая всем с детства. Угадай мелодию Следующая интересная игра. Алиса расскажи Я Бинго Назови мне Гадание на плейлисте Да-нет
Какие игры взять ребенку в дорогу?
«Словесные цепочки». Также известна, как «игра в слова». «Быстрая рисовалка». Для этого понадобятся листы бумаги и карандаши, раздайте их детям. «Фанты». «Отгадай слово». «Одно слово». «Расскажем историю». «Верю — не верю». «Угадай, что спрятано в мешке». Ещё
Какие интересные игры можно провести на уроке?
Charades (игра в шарады, «Крокодил») Call My Bluff / Two Truths And a Lie. Hangman (Виселица) Taboo words (Табу) Pictionary (Нарисуй слово) Imaginarium/Dixit. Alias. Jenga (Дженга)Ещё
Как играть в игру огурец?
Суть игры в том, чтобы незаметно от ведущего передавать за спинами огурец и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего – отгадать, в чьих руках находится огурец. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съеден огурец.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игры на внимание и наблюдательность. Например, можно играть в “Я вижу”, где один игрок называет цвет или предмет, а остальные должны найти его вокруг. Это не только развлекает, но и помогает развивать внимательность у детей.
СОВЕТ №2
Попробуйте игры на ассоциации. Один человек называет слово, а остальные должны быстро придумать ассоциации к нему. Это развивает креативное мышление и помогает детям лучше запоминать слова и их значения.
СОВЕТ №3
Организуйте “Словесные цепочки”. Один игрок называет слово, а следующий должен назвать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Это не только увлекательно, но и способствует расширению словарного запаса.
СОВЕТ №4
Не забывайте про музыкальные игры. Например, можно петь песни или угадывать мелодии. Это создаст позитивное настроение и сделает дорогу в школу более веселой и запоминающейся.