Оставьте свой телефон
И мы с вами свяжемся!
Связаться с нами
+73854332388

Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

Слово «нет», как и частица «не» воспринимается нашим подсознанием часто наоборот, как бы программируя нас делать всё не так, как просят. Дети ещё более подвержены подобному воздействию. Посылая ребенка в магазин за хлебом не надо говорить: «Не забудь купить еще молока», т.к. скорей всего ребенок получит послание «не». Скажите просто: «Купи еще молока». Если сказать ребёнку: “Не бери ножницы!”, скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для родителей научиться запрещать, не запрещая. Как это сделать? Как перестать употреблять высказывания в негативном ключе?

zapreshchat`-ne-zapreshchaia

Увлекательная игра «Час без запретов»

Суть игры заключается в том, чтобы в течение часа мама обходилась без слов «нет», нельзя» и частицы «не». Для начала стоит разъяснить малышу правила – мама ничего не запрещает, а ты ведёшь себя хорошо. “Сегодня у нас час без запретов. Ты знаешь, как вести себя? Мне нельзя тебе ничего запрещать, а ты, в свою очередь, покажи, насколько ты уже взрослый. Я буду заниматься своими взрослыми делами, а ты – своими”. Детишкам точно понравится эта игра, ведь теперь, как ему может показаться, он волен делать, что захочет, не рискуя быть наказанным.

Скорей всего этот час ребенку будет интересен, он может и действительно вести себя хорошо, но может и проверять родителей, правда ли вам запрещено запрещать, нарочно создавая ситуации, в которых без запрета обойтись не получится, – ходить по краю кровати, например. Что делать в таком случае, ведь вы обещали обойтись без «нельзя»? Ничто не мешает вам сделать замечание ребёнку, сказав, что так делать опасно. Можете подбежать к нему с испуганным видом, чтобы подстраховать. Скажите крохе, что вы сильно испугались за него. Малыш сам поймёт, почему вы раньше не разрешали так поступать, ведь вы боитесь за него и хотите уберечь от беды. Такой подход является позитивным, а прямой запрет всегда воспринимается негативно.

Многие врачи и психологи считают, что искусство запрещать ребенку, не используя прямые запреты, требует от родителей особого подхода и внимательности. Вместо того чтобы говорить “нельзя”, специалисты рекомендуют использовать альтернативные методы, такие как перенаправление внимания или создание безопасной среды. Например, если ребенок тянется к опасному предмету, лучше предложить ему что-то более интересное и безопасное. Это не только помогает избежать конфликтов, но и развивает у ребенка навыки саморегуляции. Важно также объяснять причины своих рекомендаций, чтобы ребенок понимал, почему некоторые действия могут быть нежелательны. Такой подход способствует формированию доверительных отношений и позволяет ребенку чувствовать себя услышанным и понятым.

Как запрещать ребенку не запрещаяКак запрещать ребенку не запрещая

Пора практиковать день без запретов

Когда первая игра станет приносить плоды, постепенно переходите ко дню без запрещающих фраз. Это вовсе не означает, что теперь малышу всё дозволено – отец и мама имеют право делать замечания и обращать внимание на неправильные поступки своих детей. Главное – делать это правильно, не употребляя частицу «не» и слово «нельзя». Как это возможно?

если что-то запрещаете – объясняйте причину

если что-то запрещаете - объясняйте причину

Допустим, сын вернулся с занятий спустя час после их завершения, а обычно дорога домой занимает 30 минут. Естественно, родители стали волноваться. Первое, что может вырваться, это: “Почему ты не вернулся домой вовремя?” Спросив так, вы нарушите правила своей же игры. Попробуйте перестроить фразу так, чтобы частицы «не» в ней не оказалось. Спросите ребёнка: “Почему ты задержался?” или “Где ты был?” Попросите его в следующий раз приходить домой сразу после окончания уроков или предупреждать о необходимости зайти к другу: “В следующий раз, когда будешь задерживаться – звони и говори, куда и с кем ты хочешь пойти. Просто, что бы я знала и была спокойна”. Так вы сделали замечание, объяснили, что так не надо делать (по правилам игры), и дали понять, что вы переживаете и помните о том, что он не пришел вовремя. Ребенок еще должен понимать, что это не день вседозволенности.

Отсутствие запретов в словах родителей не означает полную свободу действий и безнаказанность, именно это и должен усвоить малыш. Когда взрослые не употребляют слова “нет” и “нельзя”, воспитание не вызывает у детей протеста на психологическом уровне, а наоборот, побуждает их совершать поступки, за которыми последует похвала родных. На самом деле ребятишкам нравится быть хорошими и радовать близких, если их не заставляют это делать. На формирование новой привычки обходиться без запретов уйдёт примерно один месяц, в дальнейшем почти все замечания вам будет легко произносить в положительном ключе.

Постоянно совершенствуйте навык не запрещать

Roditelskie-zaprety-2

Чтобы не утратить мастерство позитивного наставления, нужно регулярно включать себя и детей в игровой процесс. Детям определённо понравится игра, по правилам которой все члены семьи исключают из употребления некоторые слова. Если в течение всего дня стараться не произносить некоторые слова, например, «да», «нет», «белое» или «чёрное», а вечером вознаграждать победителя и штрафовать проигравшего, старшие дети придут в восторг. Чтобы увидеть наглядно, кто сколько раз допустил осечку, установите небольшие ёмкости для каждого игрока. В них вы будете складывать штрафные бумажки – у кого их наберётся больше, тот проиграл.

В качестве наказания за использование в речи запрещённых слов можно попросить отжаться несколько раз от пола, вымыть посуду, скушать лимон. Штрафы не должны быть унизительными и невыполнимыми. Не стоит оставлять без поощрения победителя – тогда в следующий раз он станет прикладывать ещё больше усилий, чтобы выиграть. Такая игра способна избавить от плохого настроения и сблизить членов семьи, так что практикуйте её чаще. В результате всем удастся научиться контролировать свою речь, а это полезно как родителям, так и детям.

Читаем также: 5 альтернатив слову “НЕТ”

Многие родители сталкиваются с трудностью в воспитании, когда нужно установить границы, не прибегая к прямым запретам. Психологи советуют использовать подходы, которые помогают детям осознать последствия своих действий. Например, вместо того чтобы говорить “нельзя”, можно предложить альтернативу: “Ты можешь поиграть с этим, но сначала убери свои игрушки”. Такой подход развивает у ребенка ответственность и самостоятельность. Родители отмечают, что важно вести диалог, объясняя причины своих рекомендаций. Это формирует доверие и понимание, а не страх перед запретами. В результате, дети учатся принимать решения и находить компромиссы, что способствует их эмоциональному и социальному развитию.

Как правильно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку | Детская психологияКак правильно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку | Детская психология

Что делать, если без запрета обойтись невозможно?

Бывают ситуации, когда не получается исключить запрет на какое-то действие. Что делать тогда? На этот счёт лучше воспользоваться некоторыми правилами, изложенными ниже.

  1. Если вы говорите ребёнку «нельзя», обязательно сопровождайте его подробным объяснением причин. Дети, которые понимают, почему им запрещено совершать конкретный поступок, легче следуют родительскому наставлению. Читаем также: как говорить ребенку “нельзя”.
  2. Не пользуйтесь запретами слишком часто, только при необходимости. При этом обсуждайте возможные исключения из правил вместе с детьми. Например, школьнику нельзя уходить со двора, из зоны видимости мамы, но если всё же нужно зайти в гости к другу, об этом нужно предупреждать взрослых.
  3. Старайтесь не использовать противоречия, которые важны для физического и психического развития: «не бегать», «не прыгать», «не кричать», либо заинтересовывайте чем-то другим.
  4. Никогда не используйте в обращении с детьми приказной тон и не ставьте условия, это вызовет обратную реакцию и раздражение. Подходящая форма для запретов – дружественно-объяснительная.
  5. Вводя ограничения для детей, обязательно оговаривайте и согласовывайте их с другими членами семьи, чтобы мнение родителей совпадало. В противном случае ребёнок станет манипулировать вами.

Чтобы ребёнок научился легче воспринимать родительское напутствие, а также во избежание лишних конфликтов с ним, возьмите на заметку ещё несколько полезных советов.

  • Запрещая что-то детям, сами следуйте своим правилам – не делайте того, что нельзя им;
  • Держите подальше предметы, которые ребёнку трогать нельзя, – иголки, ножи, ножницы, лекарства. Убрав эти вещи из поля зрения малыша, вам не придётся запрещать их трогать;
  • Старайтесь меньше использовать слова – «так надо», «ты должен», произносите фразы так, чтобы их легко было воспринимать психологически. Например, вместо того, чтобы сказать: “Ты должен скушать всю кашу”, говорите так: “Дети, которые всё съедают, становятся сильными и здоровыми”;
  • Когда малыш отказывается делать то, что не хочет, предоставьте ему выбор, а не ставьте его перед фактом. К примеру, он не хочет собираться на улицу, тогда не говорите прямо: “Мы пойдём на прогулку”, а спросите его мнение – вы пойдёте в парк или на детскую площадку? Детям нравится принимать решения. Сделав свой выбор, ребёнок охотно пойдёт гулять. Этот психологический приём позволяет маме добиться желаемого, не оказывая давление на малыша.

Будьте мудрыми, находите правильный подход к своим детям, избавьтесь от негативных фраз и запретов. Вскоре вы увидите результат – с некогда неуправляемыми сорванцами станет намного проще совладать.

Читаем также:

  • как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку: “Нет”?
  • что можно и нельзя запрещать ребенку

Как запрещать ребенку не запрещая – детский психолог Юлия Милованов рассказывает об этом в программе “Все намного проще” с ее постоянной ведущей Риной Корчминский:

https://youtube.com/watch?v=ZLF9wEhSCQA%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Почему ребенку нельзя все запрещать?

Так почему нельзя запрещать ребенку выражать эмоции? Потому что в силу незрелости нервной системы дети по-другому не могут снять напряжение. А подобные запреты в будущем могут привести к неврозам и проблемам с психикой.

Как правильно запрещать ребенку?

Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. Нельзя – значит нельзя! Выберите подходящую интонацию. Не ссылайтесь на мнение других людей.

В каком возрасте дети понимают запреты?

Как правило, к одному году дети понимают, что такое «нельзя» и начинают прислушиваться к несложным требованиям. Но всё происходит постепенно, поэтому родителям потребуется терпение и выдержка. В раннем возрасте у детей нет способности переносить опыт на аналогичную ситуацию.

Как объяснить ребенку что так делать нельзя?

Подойдите к ребенкуУберите его от опасности или заберите предмет запретаПосмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя». Объясните причину запретаПредложите альтернативу

Советы

СОВЕТ №1

Используйте альтернативные варианты. Вместо того чтобы прямо запрещать ребенку что-то делать, предложите ему альтернативу. Например, если он хочет играть с опасной игрушкой, предложите ему более безопасный вариант, который также будет интересен.

СОВЕТ №2

Объясняйте причины своих решений. Вместо того чтобы просто говорить “нельзя”, объясните ребенку, почему это действие может быть опасным или нежелательным. Это поможет ему понять ваши слова и развить критическое мышление.

СОВЕТ №3

Используйте позитивное подкрепление. Поощряйте ребенка за правильное поведение и выборы, которые вы хотите видеть. Это создаст у него мотивацию следовать вашим рекомендациям без чувства запрета.

СОВЕТ №4

Создавайте безопасную среду. Постарайтесь заранее убрать потенциально опасные предметы или ситуации, чтобы ребенку не приходилось сталкиваться с запретами. Это позволит ему исследовать мир без лишних ограничений.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации